Материал компании Foto.ru ФОТОКОПОЗИЦИЯ Часть 1 1. Точка съёмки 2. Линейная перспектива – прием передачи пространства на плоскости 3. Воздушная перспектива 1. Точка съёмки Практически весь линейный рисунок фотоснимка - границы кадра, линия горизонта, линии линейной перспективы зависят от выбора координат точки съёмки. Окружающий нас мир мы видим с высоты своего роста. Учитывая документальную сущность фотоискусства, воспроизведение этого мира должно производится именно с этой высоты. Для получения достоверной, узнаваемой картины без искажения форм съёмку производят с высоты человеческого роста без уклона фотоаппарата. Такую высоту точки съёмки называют средней или нормальной. Условность этого определения очевидна. При съёмке ребёнка с высоты взрослого человека уклон фотоаппарата сверху вниз неизбежен, а, следовательно, по отношению к ребёнку это будет верхняя точка съёмки. Поэтому правильнее было бы говорить о расположении фотоаппарата по отношению к объекту съёмки. Перпендикулярность оптической оси к плоскости изображаемого предмета (съёмка без уклона фотоаппарата), расположение аппарата по высоте, соответствующее геометрическому центру объекта изображения можно назвать средней или нормальной точкой съёмки (рис. 1; 2; 3,4, 5, 6). 1 2 3 4 5 6 Линия горизонта будет располагаться вблизи горизонтальной оси симметрии кадра, т.е. практически разделит его пополам на тёмную землю и светлое небо. Это, в свою очередь, может разрушить целостность композиции кадра. Линия горизонта может быть смещена от геометрического центра кадра за счёт завышения или занижения точки съёмки. В пейзажной фотографии считается целесообразным верхний или нижний горизонт располагать по «золотому сечению» плоскости. Правило «золотого сечения»: «Золотым сечением» называют такое членение линии, плоскости, объема при котором справедливо равенство отношения большего к меньшему, как целого к большему, что в цифрах составляет 0,382:0,618. Типичный пример низкого горизонта рис. 8 (1/3 высоты кадра), высокого горизонта (2/3 высоты кадра) рис.9. 7 8 9 10 11 12 Рассмотрим на конкретных примерах влияние высоты точки съёмки на композицию кадра. При съёмке с нормальной точки (с уровня глаз стоящего человека) (рис. 10), вырисовывается реалистичная, максимально приближенная к действительности картина. Такой её увидит каждый, попавший в эти места. Задача фотографа состояла лишь в формировании линейных форм кадра – расположения границ, соотношение переднего плана и фона. В данном случае кадр удался благодаря введению на передний план маленькой полоски моря и небольших участков неба в левом и правом углах кадра. Именно эти участки сделали снимок «живым» и пространственным, несмотря на достаточно простую центральную композицию. При съёмке снизу (рис. 11), башня старинной венецианской крепости в проекции на фоне неба становится величественной и монументальной. В этой проекции она приобретает мощь и неприступность, взмывая вверх пустыми глазницами своих окон. И вновь передний план позволил обозначить пространство в кадре. В проекции на горизонтальную плоскость (рис. 12) величественность башни исчезла, она выглядит не столь внушительно, как на рис. 11, она как бы прижимается к воде той бухты, которую предназначена охранять. Рассмотренный пример наглядно показывает сколь велико влияние высоты точки съёмки и на линейный рисунок кадра, и на его содержание. На рис. 13 чрезвычайно заниженная линия горизонта сделала скульптурную композицию неестественно большой. Завышенная точка съемки рис 14 нивелирует представление о высоте предметов, расположенных на горизонтальной плоскости. 13 14 15 Умелым применением нижней точки съемки можно считать композицию снимка 16, где на среднем плане и центральной композиции отлично передано происходящее действие. Очень занижена точка съемки на рис. 17, что хорошо видно по линии горизонта. Как результат громада моста давит на зрителя всей своей массой. На снимке 18 линия горизонта вовсе ушла за пределы кадра, и мы наблюдаем некое противопоставление «лохматых» веток сосен и облачков на небе. 16 17 18 19 20 21 Дети сидят на высоком заборе (рис. 19), простор «купола» неба над зрителем может быть показан только при низком горизонта (рис. 20). Велосипедисты подпрыгнули очень высоко, выше голов зрителей, такая иллюзия возможна только при съемке снизу. Следует отметить, что выведение линии горизонта за пределы кадра при съемке с верхней точки ограничивает пространство в кадре, а при съемке с нижней точки может сделать композицию неустойчивой, лишенной естественной опоры – земли. На рис. 22 сфотографирована одна и та же старинная церковь. Чем же отличаются эти снимки? По ним наглядно можно проследить поиск фотографом оптимального направления съёмки. Во всех случаях это боковое направление, чётко обозначившее объём (две плоскости уходят вглубь пространства по закону линейной перспективы). Отличие же снимков во взаимном расположении на плоскости колокольни, креста на куполе и верхушек деревьев на заднем плане. Автор счёл, что крайний левый вариант наиболее приемлем. Сравните все три снимки и постарайтесь сделать вывод о влиянии направления съёмки не только на решение вопроса пространственности, но и взаимного расположения элементов композиции на плоскости кадра. 22 В боковых проекциях возможно описание объёма и пространства (рис.23-26), такие композиции чаще всего асимметричные. 23 24 25 26 При фронтальном направлении съёмки практически отсутствуют линии, направленные вглубь кадра, весь линейный строй снимка основан на линиях параллельных границам кадра (рис. 27). Ключевым элементом этой композиции является ритмический ряд переднего плана, успешно поддержанный белыми арками верхнего левого угла снимка. Снимок достаточно выразительный, но надо понимать, что фронтальное направление съёмки это «плоские», лишённые признаков линейной перспективы кадры. Они имеют право на существование чаще всего в симметричных композициях. Таковыми являются композиции снимков рис. 28-32, 6. 27 28 29 30 31 32 33 Стоит отметить, что при отсутствии линий, направленных вглубь пространства, при плоскостном линейном рисунке кадра (все линии параллельны горизонтальной границе кадра), пространство на снимках в большей или меньшей степени передано за счет разноплановости композиции и светлых далей (рис. 28-31), теней на переднем плане (рис. 33). Рассмотрим влияние расстояния точки съёмки до снимаемого объекта. В первую очередь оно определяет, какой участок пространства войдёт в кадр. При съёмке с отдалённой точки, как правило, стоит цель съёмки общим планом. Общий план, не акцентируя внимания на частностях (рис.23, 26, 9, 14),показывает большие пространства (пейзажная съёмка), грандиозность происходящих действий (открытие олимпийских игр), массовость происходящего события и так далее. Для съёмки общим планом очень удобна завышенная точка съёмки. При этом кадр может быть как вертикальным (улица, заполненная демонстрантами), так и горизонтальным (площадь, заполненная митингующими). На общем плане мы наблюдаем большие пространства, ширь, простор, протяжённость в глубину. Чаще, общий план снимают сверху (рис. 34, 35, 36), это позволяет на фоне больших горизонтальных пространств показать их протяжённость в горизонтальной плоскости, при этом линия горизонта в кадре уходит за пределы верхней границы кадра. Однако в ряде композиций желательно эту линию показывать, именно она и обозначает «конечность» горизонтальной плоскости. Отсутствие ее может сделать снимок менее выразительным. 34 35 36 Приближение точки съёмки уменьшает пространство на изображении и позволяет расчленить композицию на элементы главные и второстепенные. Такой план изображения называют средним. На нём чётко изображено что, где и когда происходит, то есть объект или событие, что является главным в кадре, к тому же достаточно хорошо «прочитывается» фон, который даёт дополнительную информацию о происходящем (рис. 16, 19, 21, 28, 29). Средний план наиболее характерен для репортажной, жанровой съёмок, возможен и для съёмки портрета, когда фон используют как активный элемент композиции. Рис.37-43 – типичные примеры съемки средним планом с хорошо организованным композиционным центром кадра и значимым для понимания содержания снимка фоном. 37 38 39 40 41 42 43 Дальнейшее приближение точки съёмки приводит к крупному плану. В этом случае изображаемый объект занимает большую часть кадра, а фон практически неинформативен. Примером крупного плана может служить съёмка погрудного портрета на абстрактном (беспредметном) фоне. Всё внимание в таком кадре на лицо портретируемого, а фон лишь тональное пятно, гармонично вплетающееся в общее тональное решение портрета и обозначающее воздушную среду, вокруг модели. Крупный план позволяет пристально всматриваться в объект съёмки, не отвлекаясь на детали. Крупный план часто используют и для съёмки натюрморта. Примеры, демонстрирующие крупный план приведены на рис. 44-50. 44 45 46 47 48 49 50 Сверхкрупный план или фрагмент – это «жёсткое» кадрирование, где изображается лишь часть объекта. Такое кадрирование целесообразно в том случае, когда эта часть, будучи очень выразительной, может охарактеризовать объект в целом. Примером такой съёмки может служить фрагментарный портрет, или фрагмент здания, через особенность формы которого раскрывается стилистическая особенность его архитектуры. Фрагментарная съёмка имеет самостоятельное эстетическое значение, подробно об этом можно прочитать в книге «Поэтика фотографии» В.И. Михалковича и В.Т. Стигнеева, издательство «Искусство», 1990 год, стр. 180-198. 51 52 53 Приближение точки съёмки показывает часть целого (фрагмент). На рис. 51-53 достаточно хорошо видны возможности фрагментарной съёмки, когда часть целого достаточно выразительно показывает всё целое. Фрагментарная съёмка возможна в различных жанрах, но чаще всего применяется при съёмке архитектуры. Она делает композицию как бы развивающейся за границы кадра. Таким образом, выбор расстояния точки съёмки определяет крупность плана изображения от общего до сверхкрупного. ********** 2. Линейная перспектива – прием передачи пространства на плоскости 1 Картина, создаваемая фотографическими средствами, не есть копия окружающего нас мира, хотя бы потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости. Кроме того, наше стереоскопическое, а, следовательно, объемное видение этого мира, подменяется изображением, «нарисованным одним глазом» – объективом. Довольно часто, покорившие нас своей красотой картины природы, не получаются на фотографическом кадре. Одна из причин этого – отсутствие ощущение объема, «воздуха», третьего измерения. Этот «дефект» изображения в равной степени может быть присущ любому жанру фотографии. Для устранения этого недостатка следует разобраться в признаках линейной перспективы – приеме передачи пространства на плоскостиp. Линейная перспектива – это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Если на снимке удается воспроизвести достаточно «читаемую» разницу масштабов разно удаленных объектов съемки, то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение масштаба изображения удаляющихся предметов – первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы – стремление параллельных линий сойтись в одной точке на линии горизонта (Рис. 1). Наличие линейного рисунка, обозначающего пространство на плоскости, имеет большое значение. В силу геометрических свойств оптики, объектив автоматически строит изображение предметов расположенных близко – крупнее, а далеко – мельче. Однако полагаться на то, что фотообъектив сам построит правильное изображение и «пространственная» картина на плоскости снимка получится сама по себе, не приходится. Решение задачи пространственного построения кадра находится в выборе направления съемки, расстояния и высоты точки съемки. Именно эти координаты определяют: Пространственный или плоскостной линейный рисунок кадра (рис. 2; 3). 2 3 Соотношение масштабов изображения разноудаленных объектов съемки (рис. 4). 4 Площадь горизонтальной и вертикальной поверхности на плоскости изображения (рис. 5,6-верхняя точка съемки; 7,8-нижняя точка съемки). 5 6 7 8 На рис. 9-12 оба признака линейной перспективы хорошо прочитываются. |