Фото "Смена 8М"

Суббота, 18.05.2024, 12:18
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Каталог статей


Главная » Статьи » Статьи по теории фотографии

Фотоэкспозиция. Часть 2
Здесь и уменьшение масштабов изображения удалённых объектов (важно, что объекты одинаковые, т.е. сравнимые) и стремление параллельных сойтись на линии горизонта, и резкое сокращение граней, направленных вглубь пространства. Перспектива на рис. 9, 12 называется боковой, на рис. 10, 11 центральной. Центральная перспектива делает композицию симметричной, «устойчивой», а часто статичной. В нашем случае незамысловатая композиция снимка 10 отлично передает состояние пробуждающейся природы, воздуха, напоенном ароматами весны. По отношению к архитектурным сооружениям, рассчитанным на центральную точку наблюдения, такая перспектива может быть оправданной, однако следует помнить, что большое горизонтальное пространство, не заполненное изобразительными элементами, может нарушить основной закон композиции – закон целостности и завершённости. На рис. 11 этого не произошло из-за удачно оформленного переднего плана.

Боковое направление съёмки (рис. 9, 12) позволяет усилить ощущение пространства в силу более ощутимого прочтения разницы масштабных сокращений, обозначения диагоналей, как самой протяжённой линии в кадре, отсутствием незаполненных пространств

 9 10 11 12

Передача пространства на снимке актуальна для всех жанров фотоискусства, ибо запечатляемый в кадре мир трехмерен и все объекты располагаются в таком трехмерном пространстве. На рис. 13 – 16 пространство передано разными приемами.

 13  14  15 16

Если на рис. 13, 16 сокращение масштабов удаленных предметов воспроизводит один из признаков линейной перспективы, то на рис. 14 пространство передано линиями падающих теней и формами интерьера, а на рис. 15 разноплановостью расположения объектов съемки и частичной нерезкостью второй чашки.

17 18 19 20

И при съемке городского пейзажа рис. 17, и при съемке интерьера рис.18 признаки линейной перспективы реализованы в полной мере. На рис. 19 пространство интерьера определяется хорошо обозначенными признаками линейной перспективы и светлыми далями (тональная перспектива). Обратите внимание на то, что пространство в кадре 19 и 20 просматривается в разных направлениях.

 21  22  23

Нет признаков линейной перспективы и на снимках 21-23. И всё же пространство в них ощущается. Оно передаётся на плоскости за счёт разноплановости композиции, чётко обозначенного переднего, второго и отдаленных планов. Масштабные сравнения этих планов изображения в данном случае неуместны. На рис. 23 пространственное решение найдено не только за счет хорошо продуманной разноплановой композиции, но и за счет удачно сформированного линейного рисунка. Тропинка, уводящая взгляд зрителя вглубь кадра, может считаться линией линейной перспективы, обозначившей пространство.

 24   25

На рис. 24 практически нет признаков линейной перспективы, но, сравнивая все три изображения, мы приходим к заключению, что пространство на снимках показано по-разному. Причиной тому является только расстояние точки съемки. На первом кадре она (точка съемки) была очень приближена, а на последнем отдалена.

Отличным примером создания иллюзии пространства может служить рис. 25. Здесь не «лобовое» использование признаков линейной перспективы, а умелое построение кадра разнообразным, динамичным, линейным строем, ритмикой переплетающихся проводов, тональными градациями передано не только пространство, но и импульс жизни большого города.

При съёмке с верхней точки (рис. 26) значительно увеличивается размер горизонтальной плоскости. Масштабные соотношения объектов переднего и отдалённых планов просматриваются не столь явно, но линейный рисунок дороги, фонарных столбов в сочетании с боковым направлением съёмки и диагональной композицией отлично демонстрирует пространственность, протяженность улицы. Большая горизонтальная поверхность, сама по себе, уже показывает большое пространство (рис. 27).

26 27

При съемке с нижней точки (рис. 28-30) объекты переднего плана изображаются преувеличенно большими по сравнению с объектами планов отдаленных. Такая разница в масштабах может быть приемом изображения третьего измерения. Однако, чем ниже точка съемки, тем ниже линия горизонта, тем меньше горизонтальной плоскости и соответственно шансов передать иллюзию пространства на плоскости. В этом смысле наш пример рис. 28-30 не типичен.

28          29

30

  Неординарно решено пространство на рис. 31-33.

31 32 33

При умелом выборе точки съёмки, возможно создание такого линейного рисунка кадра, который чётко обозначит пространство на плоскости и создаст рисунок линейной перспективы.

   34

Линейная перспектива (закономерное уменьшение масштабов изображения отдалённых объектов) – приём передачи пространства на плоскости. Но всегда ли оно рисуется объективом одинаково? Есть ли возможность «управления» пространством на изображении, «отдаления» и «приближения» вторых и отдалённых планов? Оказывается во власти фотографа «сжать» или «растянуть» пространство в кадре (рис. 34, 35, 24, 4).

  35 

Изображение покажется нам пространственным, если масштабы изображения предметов переднего и отдалённых планов будут значительно отличаться, (речь идёт об объектах сравнимых по размеру) – см. схему A и B. Если эта разница будет незначительной, то расстояние между объектами изображения будет незаметным – см. схему C и D.

Рисунок линейной перспективы, связанный с масштабными изменениями изображения объёмных и линейных форм зависит от расстояния до объекта (точки съемки). Чем ближе стоит фотограф к объектам съёмки, тем больше читается разница в масштабных изменениях разноплановых объектов и, соответственно, при отдалении точки съёмки масштабы изображения разноплановых объектов выравниваются (см. схему D) и пространство слабо обозначается на плоскости. Приблизить или удалить задний план можно. Это будет зависеть только от расстояния точки съёмки.

 

Итак, мы не только имеем возможность, создавать иллюзию пространства на плоскости, но и управлять этим пространством, «растягивая» или «сжимая» его.

Линейная перспектива и её связь с фокусным расстоянием применяемого объектива

Рассматривая проблему передачи пространства на плоскости, мы задумываемся о влиянии фокусного расстояния применяемого для съёмки объектива на пространственное решение кадра.

Выше было объяснено, что соотношение масштабов разноплановых объектов зависит только от расстояния точки съёмки. Что же произойдёт, если мы будем фотографировать с одной точки широкоугольным, нормальным и длиннофокусным объективами? Как видно на рисунках меняется масштаб изображения.

 36

 37      38

Вполне очевидно, что при съёмке широкоугольным объективом (рис. 36) в кадр входит большое пространство с передним, вторым и другими планами, памятник изображается мелко и смотрится отдалённым – в целом снимок пространственный. При съёмке нормальным объективом (рис. 37) пространства меньше, памятник крупнее. Будучи сфотографированным длиннофокусным объективом, памятник изображается как бы вне пространства (рис.38). Увеличив изображения, полученные нормальным и широкоугольным объективами, мы увидим, что они ничем не отличаются от изображения полученного длиннофокусным объективом. (Сравните размер постамента с фонарным столбом).

Формально фокусное расстояние не влияет на соотношение масштабов в кадре. На практике же съёмка широкоугольным объективом производится с приближенной точки, а длиннофокусным с отдалённой, отсюда и представление о разных типах перспективы – широкоугольной и длиннофокусной. В первом случае образуется преувеличенное, часто неестественно большое пространство, во втором случае оно ограниченно, как бы «сжато». На рисунках 4, 24, 34, 35, 39 пример «изменяемого» пространства в кадре при съемке объективами с разным фокусным расстоянием. Условием съемки было равенство масштабов изображения на всех снимках объекта переднего плана. При этом никаких признаков линейной перспективы в кадре нет на рис. 35, 39 нет, в отличие от рис. 4, 40.

 39

 40

Кроме значительных масштабных изменений разноплановых объектов выступает и такое свойство объектива, как глубина РИП, но это уже признак воздушной перспективы.

**********

3. Воздушная перспектива

Линейная перспектива не единственный приём создания иллюзии пространства на плоскости фотоснимка. Существует также понятие воздушная перспектива.
Воздушная перспектива – объективное физическое явление, суть которого в том, что свет, проходящий через прозрачную среду, преломляется, рассеивается и отражается. В нашем случае такой средой является воздух. В зависимости от состояния атмосферы, её загрязнённости и влажности свет рассеивается в толще воздуха в большей или меньшей степени и тогда мы видим воздушную дымку (высветленные дали).

 

По мере отдаления от наблюдателя можно отметить:

- постепенное уменьшение насыщенности тона,

- уменьшение чёткости очертаний объектов съёмки,

- смягчение контраста светотени,

- высветление далей.

 1          2      

4   6

На рис. 1-6 типичные примеры воздушной перспективы, запечатленной на плоскости снимка. Они иллюстрируют все признаки этой перспективы, перечисленные выше.

Наличие резкого, контрастного, насыщенного по цветам переднего плана на рис. 1 позволяет увидеть и оценить протяжённость пространства до «сказочного» острова вдали. Освещение на рис. 2,3 практически не имеет значения. Состояние природы, соответствующее раннему летнему утру позволило создать столь поэтичную картину начинающегося дня. Снимки хороши по всем параметрам – отлично переданное состояние природы, почти осязаемый воздух на всех изображениях. Ритмы в изображении животных на переднем плане, динамика ритмического ряда летящих птиц, неординарное кадрирование в вытянутый прямоугольник подчёркивает пространственность за границами кадра (рис.3). Иллюзия третьего измерения создана на снимке оживленного города (рис.4), на общем плане (рис 6), морозной аллее (рис. 1).

Тональные изменения от насыщенных, контрастных тонов переднего плана с постепенным уменьшением этих свойств к планам отдалённым, называют тональной перспективой. В этом нет противоречия с определением воздушной перспективы. Справедливо было бы считать, что воздушная перспектива причина, а тональная перспектива следствие явления рассеяния света, то есть тональная перспектива один из признаков воздушной перспективы.

Воздушной или атмосферной дымкой называют явление светимости атмосферного слоя, обусловленное рассеянием части световых лучей, проходящих через этот слой. Рассеяние на молекулярном уровне, называют дымкой первого рода и по цвету она голубая (рис. 7). Дымка второго рода возникает вследствие аэрозольного рассеяния, она может быть пылевой, водяной и т.п., эта дымка серого цвета (Рис. 8,9). Степень рассеяния светового потока зависит от состояния атмосферы, температуры воздуха, влажности и прочих объективных факторов.

 7 8    9

Выше перечисленные признаки воздушной перспективы могут быть созданы искусственно, за счёт умело сформированной глубины резко изображаемого пространства (рис.10), организации переднего плана (рис. 11-13, 15). При съёмке в интерьере, павильоне иллюзия пространства может быть создана умелым освещением, воспроизводящем тональную перспективу в кадре. Пример передачи пространства в частности и признаками тональной перспективы при съемке интерьера на рис. 14.

 10 11 12 13 14 15

Таким образом, даже в отсутствии чётко выраженной линейной перспективы можно обозначить пространство за счёт воспроизведения признаков воздушной перспективы. Получение на снимке художественного эффекта воздушной перспективы зависит:
- от направления светового потока;
- глубины резко изображаемого пространства;
- использования светофильтров;
- состояния атмосферы;

Влияние направления светового потока на передачу тональных градаций в кадре отлично иллюстрируют рис. 16, 19, 22 (контровое освещение), рис. 21,23(заднедиагональное освещение), рис. 20 (боковое освещение).

 16 17 18 19 20 21 22 23

На рис. 23 луч света после дождя сделал лес сказочно красивым. Светлое пятно далей, уходящих влево, удачно гармонирует с освещённым деревцем справа, а светлые пятна на траве лишь подчёркивают направление светового потока.

Чистый, прозрачный горный воздух, ритмы очертаний горных вершин, облаков, пространство равнины, насыщенные краски всех изобразительных элементов снимка на рис. 24 делают его достаточно красивым, однако надо понимать, что воздушной перспективы здесь нет.

 24

Очень сложно получить ее и при фронтальном (от фотоаппарата) освещении, когда все элементы изображения получают одинаковую освещенность, и нет явления рассеяния света в толще воздуха.
Пасмурная же погода (светотональное освещение) вполне может быть использована, при желании передать пространство признаками тональной перспективы (рис. 17,19, 25-27).

 25 26   27

Глубина резко изображаемого пространства зависит от величины диафрагмы, расстояния точки съемки, фокусного расстояния объектива. Довольно часто, нерезкое изображение удаленных объектов в сочетании с их высветлением дает интересные результаты по изображению пространства на снимке. Пример тому рис. 28-31.

 28 29  30 31

Колючка на рис. 28 не была бы такой «воздушной» при резком изображении всех веточек. Светлые, нерезкие элементы фона на рис.29 – 31 создают ощущение пространства, протяженности в третье измерение. Темные и нерезкие элементы фона не создают такого впечатления.
Светлое пятно окна на рис. 32 открывает пространство даже при съемке крупным планом.

 32  33

Таким образом, мы видим какой художественный эффект может быть получен при умелом воспроизведении признаков воздушной перспективы на плоскости фотоснимка.
Даже в отсутствии чётко сформулированного линейного рисунка иллюзия пространства на снимке может быть создана за счёт тональных градаций, резкости очертаний, высветленных далей. Очевидно, что для создания эффекта «светящихся» далей более всего подходит контровое, заднедиагональное или боковое направление света. В этом случае эффект рассеяния света просматривается особенно хорошо.
Эффект тональной перспективы может быть создан искусственно, с помощью освещения. При съёмке в павильоне рекомендуется абстрактный (беспредметный) фон освещать неравномерно и изображать не резко. Такие рекомендации связаны как раз с необходимостью создания иллюзии воздушной среды за счёт воспроизведения признаков тональной перспективы.
Организация переднего плана в композиционном решении кадра позволяет обозначить пространство за счёт того, что он, как правило, изображается тёмным по отношению к отдалённым предметам.
Умелая организация глубины резко изображаемого пространства, так же позволяет имитировать эффект тональной перспективы. Поэтому при съёмке не следует стремиться к резкому изображению всех планов в кадре. Спады резкости позволят «отодвинуть» нечёткие предметы в глубину пространства.
В черно-белой фотографии голубые светофильтры усиливают эффект воздушной перспективы, жёлтые этот эффект уничтожают. В стремлении к проработке облаков на притемненном небе, мы используем жёлто-зелёные фильтры, рискуя уничтожить эффект воздушной перспективы.

**********

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ :

Категория: Статьи по теории фотографии | Добавил: smena8m (22.02.2009)
Просмотров: 6145 | Комментарии: 43 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 5
5 Travelerlakly  
0
Thanks with respect to delivering such as excellent content. Take a look at too my own site.

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/kushadasa почивки в турция 2024 година

ptmis+

4 ZacharyLarty  
0
http://pillsgen.site diphone , inhale , briefest

3 Libergoo  
0
http://incatalogues.ru/bbs/tools.php?event=profile&pname=Doresna - Услуги по аренде спецтехники по низким ценам

2 ZewKennalitle  
0
Интересная тема

1 FlexxMob  
0
Отличный сайт! wink

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории каталога
Статьи участников [0]
Статьи по теории фотографии [2]
Фотошоп [0]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23